Министерство культуры Российской Федерации
Государственный центр современного искусства
236000 Калининград, проспект Мира, 28, тел./факс (0112) 212921, е-mail: center@ncca.koenig.su
Калининградский филиал

"HOMO SONORUS. АНТОЛОГИЯ САУНД-ПОЭЗИИ МИРА"







"Сто раз услышать"

Государственный Центр современного искусства (Калининградский филиал) объявляет о начале Программы представления жанра саунд-поэзии в России.

Пилотный проект программы (идеолог и куратор - Дмитрий Булатов), над которым в данный момент ведется работа - издание Антологии саунд-поэзии мира "HOMO SONORUS" (4 CD-коллекция, двуязычное теоретическое рус.-англ. издание-каталог, двусторонний А2 постер, открытка) - является ПЕРВЫМ в России проектом, ориентированным на предоставление УНИКАЛЬНОЙ возможности ознакомления с АБСОЛЮТНО НЕИЗВЕСТНЫМ российской аудитории феноменом современной литературы и искусства, каким на сегодняшний день является течение международной САУНД-ПОЭЗИИ.

Практическая часть проекта представляет собой собрание сонорно-поэтических произведений СТА ДВАДЦАТИ поэтов из двадцати пяти стран мира, работающих в настоящее время в данном жанре и смежных аудио-арт-направлениях.

Теоретическая база антологии состоит из иллюстрированных статей ведущих саунд-поэтов и исследователей данного направления, посвященных как собственно проблематике жанра, так и истории развития различных школ сонорной поэзии в разных странах мира.

Впервые обращение к такому экстремальному направлению как сонорная (саунд, фонетическая) поэзия позволит российскому слушателю проследить происходящие изменения в историческом поле понятий и выявить задачи, которые ставят перед собой современные экспериментальные поэты.

Все аудиоматериалы, теоретические статьи (российских и зарубежных исследователей) присылаются авторами в Центр и переводятся СПЕЦИАЛЬНО для публикации данной антологии.

В РОССИИ ЭТОТ МАТЕРИАЛ БУДЕТ ОПУБЛИКОВАН ВПЕРВЫЕ
на лейбле "Long Arms Records" (Москва)







"Сетевой кулак"

Для получения качественного материала, создающего максимально объективную картину развития сонорно-поэтических школ мира, сформирован Международный Кураторский Совет по странам и регионам:

Координатор Совета - Дмитрий Булатов (Россия);

Д-р. проф. Ларри Вэндт (США);

Д-р. проф. Cтив Маккафери (Канада);

Энцо Минарелли (Италия);

Лоуренс Аптон (Великобритания);

Д-р. Кристиан Шольц (Германия);

Филлип Кастеллин (Франция);

Уоррен Барт (Австралия);

Д-р. проф. Тедди Халтберг (Швеция);

Д-р. проф. Эндре Шкарози (Венгрия);

Д-р. проф. Филадельфио Менезес (Бразилия);

Ксавьер Сабатье (Испания)







"Информационный прорыв"

Процесс поэтапного возвращения России в общемировой арт-контекст, продолжающийся с переменным успехом вот уже полтора десятилетия, в конце 90-х годов ознаменовался рядом характерных изменений.

Начальный период
, направленный на воспроизведение и ретроспекцию т.н. "нонконформистских" достижений в советском искусстве позволил отечественному читателю/зрителю провести сопоставление и определить точки соприкосновения художественных достижений России и Запада 50-80-х годов. Свойственное для этого этапа восполнение белых пятен в генеральных направлениях изобразительного искусства, музыки и литературы (благодаря большому количеству републикаций, контекстовых изданий и ретроспективных выставок) способствовало созданию единой картины современного российского искусства.

Очередной период, усиленный процессом децентрализации художественной жизни страны, сформировал новую и во многом парадоксальную ситуацию неожиданного схождения на различных уровнях понятий "периферийное", "провинциальное", "маргинальное" и "второго ряда". Предельную фокусировку получила интермедиальная художественная практика (где гео-, пространственно-, временное различение перестало играть существенную роль), заключающаяся во введении в ту или иную область искусства смежных понятийных рядов, в их радикальном совмещении - эта практика позволила придти к значительному выводу, а именно - путем высвобождения понятий и составных элементов от привычных для них пространственных ареалов, возможно достигнуть уровня в высшей степени отвечающему духу современности.

Наряду с уже проведенными в России фундаментальными исследованиями, посвященными интермедиальной природе некоторых явлений современного искусства (например, цифровое видео и фотография, электронные медиа, малая пресса, визуальная поэзия, экологическое движение и т.д.), появляется живейшая необходимость отследить, что же сейчас происходит на пересечении ЛИТЕРАТУРЫ и МУЗЫКИ, ибо именно на пересечении ясно проявляется структура интермедиального явления, его молекулярный и атомарный состав. Единственным ответом на данный вопрос может стать детальное рассмотрение неизвестного в России феномена международной САУНД-ПОЭЗИИ, в рамках которого и планируется издание антологии "HOMO SONORUS".







"Саунд-поэзия, истоки и проблематика"

Возникновение современной саунд-поэзии (или фонетической, сонорной поэзии - равноправные названия) принято связывать с условным разделением, произошедшим на рубеже ХХ века так называемой "регулярной" литературы на визуальную и фонетическую составляющие.

Если произведения визуальной поэзии, где наряду с изображением в качестве единого композиционного элемента выступают тексты, надписи и слова, маркировали своим появлением граничные области литературы и изобразительного искусства, то творчество сонорных поэтов, целенаправленно использующих различные вербо-музыкальные элементы, наглядно обнаружило точки соприкосновения литературы и музыки.

Сама генеральная идея произведений визуального и фонетического рода, заключающаяся в стирании междисциплинарных границ, строго говоря, не является открытием двадцатого века - историки искусства и теоретики экспериментальной поэзии часто приводят в пример эпоху барокко и получившие в это время распространение "фигурные" стихи и партитуры - виртуозное балансирование на грани языка и живописи (визуальная поэзия), слова и музыки (саунд-поэзия), слова и жеста (акционная поэзия).

Одним словом, истоки интермедиальных стремлений в предельно акцентированной форме получают особое развитие в период активизации деятельности авангардистских направлений первых десятилетий ХХ века - футуризма, конструктивизма, дадаизма.

В качестве примеров достаточно вспомнить хрестоматийные образцы заумно-поэтического творчества Хлебникова и Крученых; Швиттерса, который решал задачу структурного совмещения речи и типографики; Ильязда, который на основе русской фонетики сотворил трансментальную поэзию и искал в своей типографике сонорную репрезентацию этой поэзии или плакатные стихи Хаусманна, где буквы, эмансипировавшись от живого языка одним уже своим видом создают фонетическую ценность, отображая альтернацию звуков ("оптофонетика").

Однако настоящий революционный толчок, придавший саунд-поэзии сегодняшние формы и очертания, принято связывать с послевоенным расцветом литературы и музыки, отразившимся в течениях леттризма, поп-арта, минимализма и концептуализма.

Начиная с 50-х годов эти направления, последовательно продолжая развивать принципы дада, породили некую новую поэтику, которая интерпретировала впечатление и представление уже не известными и общепринятыми словами, а утверждала новые звуковые формы.

Творчество Исидора Ису, Мориса Леметра, Ролана Сабатье, Франсуа Дюфрене, а позднее - А. де Кампоса, А.Шопена, Б. Коббинга, Б.Айдсика, Г.Рюма, А. Лора-Тотино и многих других авторов различных сонорно-поэтических школ мира влили новую струю в поэзию, освежив ее новыми звучаниями, такими как вдохи, выдохи, бормотания, шепот, лепет, вздохи, храп, хрипение, чихание, чмоканье, свист и т.д.

Наряду со звукоподражаниями, звукообразными словами в подобных стихах ведущую роль играли звуки, лишенные смысла, выделенные из семантического единства слов. Если дадаизм изолировал слова от их окружения, вырывая их из контекста для того, чтобы характер стиха определялся тонусом отдельных слов, их способностью создавать тот или иной настрой, то направления саунд-поэзии 50-70-х годов сделали дальнейший шаг в направлении редукции, вплоть до обособления отдельных звуков и создания рассосредоточенного сонорно-поэтического поля.

Известно, что значение слов, их лингвистическое содержание, правила употребления и функции закреплены общественной практикой, сложившейся в той или иной среде. Таким образом, слова в силу их унаследованного значения являются носителями такого содержания, которое, по выражению И.Ису "втискивает в жесткие рамки правил или же вообще парализует поэтическое воображение". Поэтому выглядит вполне закономерным отказ современных саунд-поэтов от использования слов при мотивации, что только звуки, звуковые поля, не обладающие никаким значением, способны выражать своеобразные, неповторимые переживания поэта.

Период 70-90-х годов с ярко выраженным электронно-технологическим набором лишь довершил переход от состояния "большого лингводискурса", характеризующегося лексико-структурными координатами к прямой операционной деятельности, где физиология напрямую связана с техникой, со всеми ее индивидуальными вариантами, творимыми стихийно и бессознательно.

Произведение современной саунд-поэзии можно рассматривать как радикализованную интермедиальную форму, внутреннюю структуру, композицию которой создают звуки, темп и ритм звучаний, пульсирующий такт, быстрые речевые смены и переходы, паузы и неожиданные фонетические акценты (возгласы, выкрики), сэмплированный компьютерным образом аудиоматериал. Построенное т.о. саунд-поэтическое произведение находится на грани поэзии и музыки, в идеальном исполнении представляя собой сложно организованный лабораторный материал в форме звуковой симфонии. Наиболее адекватная репрезентация подобных произведений современного искусства заключается в издании полновесной международной CD-коллекции.







"Институциализация жанра"

Программа представления Калининградским филиалом ГЦСИ жанра саунд-поэзии, помимо собственно издательского проекта антологии, будет заключаться в:

1. Проведении в России концептуально-художественных выставок и проектов на визуально- и саунд-поэтическом материале (более 700 графических листов, более 250 оригинальных авторских изданий, уникальная коллекция аудиоматериалов в кассет-, CD-, LP-формате), собранном в процессе подготовки антологий "Точка зрения. Визуальная поэзия: 90-е годы" (Кенигсберг-Ольштын, 1998г.) и "Homo Sonorus. Антология саунд-поэзии мира".

2. Реализации лекционных программ по современной визуальной и саунд-поэзии мира в Учебных заведениях, Библиотеках, Музеях и Галереях с целью популяризации в России международного экспериментально-поэтического творчества.

3. Организации и проведении серии саунд-семинаров и сессий в институциональных точках разных стран с презентацией антологии "Homo Sonorus. Антология саунд-поэзии мира" при участии членов Международного Совета Кураторов.


Финансирование проекта осуществляется Министерством Культуры Российской Федерации, Институтом "Открытое Общество" (Фонд Сороса, Москва) при поддержке Британского Совета (Москва), Шведского Института (Стокгольм), Гете-Института (С Петербург).
г Калининградский филиал ГЦСИ, 2000



Дмитрий Булатов

 


...................................................................................................



Hosted by uCoz